Татарстан скоро будет жить по законам шариата?

Татарстан опять попал на новостные ленты в раздел специфических новостей. По информации ряда интернет-порталов и федеральных СМИ, в райцентре Базарные Матаки появились «шариатские патрули», объединившие в себе функции строгих религиозных ревнителей и мелкой шпаны.

Участники «патрулей» цеплялись к подвыпившим прохожим, упрекая их за то, что те живут не по «шариату», и отнимали деньги и ценности. Попутно «патрульные» уговаривали людей не праздновать Новый год, являющийся «кяфирским» праздником. Свои действия исламисты называли «дагватом» («исламским призывом»), пишет «Русская народная линия».

И вот 3 января 2014 года исламисты получили отпор от местной молодежи из движения «Русские пробежки», куда входят русские, чуваши и татары. Участники движения отбили у «шариатского патруля» очередного подвыпившего гражданина и обратили проповедников в бегство.

Читать о наличии «шариатских патрулей» в центре России как-то не очень приятно. Одно дело, когда они разгуливают по ночным улицам Лондона, атакуя рекламу женского белья на подсвеченных тумбах, и совсем другое – когда здесь.

Официальные власти Татарстана провели проверку и объявили, что никакого патруля не было, равно как и драки с ним. Соответствующее заявление было опубликовано без подписи на ленте республиканского агентства «Татар-информ»: «Дезинформация активно создается и распространяется представителями радикальных движений и направлена на дестабилизацию межконфессиональной и межнациональной ситуации в республике… Показательно, что первоисточником информации является группа «Информпортал Общества русской культуры Республики Татарстан» в социальной сети «ВКонтакте», некоторые члены которой являются сторонниками крайних националистических взглядов. Часть из них привлечена к ответственности за экстремистскую деятельность, а отдельные активисты тесно сотрудничают с представителями неонацистской (фашистской) идеологии…».

Однако корреспондент ИА «Русская народная линия» побывал на месте и подтвердил: драка была. По разным оценкам, участвовали в ней от 10 до 15 человек. Да и, по правде говоря, что-то такое в республике, едва оправившейся от поджогов церквей и попытки обстрела Нижнекамского НПЗ самодельными «кассамами», было вполне ожидаемым. Место уж больно подходящее.

10 января в Базарных Матаках местные руководители собрали расширенное заседание Общественного совета Алькеевского муниципального района Татарстана. Тут были и руководители местной полиции и прокуратуры, и директор сельской спортивной школы, и глава местной гимназии, и даже казий (духовный судья в исламе) южного региона Татарстана Алмаз Шарифуллин, объявивший, как об этом пишет казанское издание «Бизнес-ONLINE», о том, что шариатский суд «в плане исполнения наказаний может действовать только в исламском государстве». «Если такого государства нет, пользоваться этими законами запрещает сам ислам, – заявил казий. – Вне исламского государства эти законы запрещены!».

Собравшиеся объявили разборку в Базарных Матаках вымыслом, а шариатские патрули – мифом. Вероятно, существуют некие люди, проживающие за пределами района, которые хотят посеять вражду между жителями небольшого села, заявил глава исполкома Алькеевского района Александр Никошин.

«Никакой драки в Базарных Матаках не было, – подтвердил «Независимой газете» высокопоставленный источник в руководстве агентства «Татмедиа». – Мы тщательно отсмотрели камеры видеонаблюдения, которые установлены в кафе, возле которого якобы произошло столкновение. Все это – чистой воды вымысел».

Однако камеры наблюдения, как известно, имеют свойство фиксировать не все. Так, в месте известного ДТП с вице-президентом нефтяной компании ЛУКОЙЛ и двумя женщинами-врачами на Ленинском проспекте в Москве стояло аж шесть видеокамер, и ни одна из них волшебным образом не увидела момент столкновения. Сбой потому что произошел, объяснили милицейские начальники. Что уж тут говорить про Базарные Матаки…

Вместе с тем корреспондент издания отмечает, что в закамских городах РТ широко распространен ваххабизм, что существуют татарстанские активисты запрещенной в России исламистской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», что радикальные националисты пишут на стенах казанских домов и метро лозунги «Heil Hitler» и «Убей черного».

Исламистские организации оторвались от неповоротливого государства на десять шагов вперед и продолжают увеличивать отрыв, в то время как государство еще не определилось, в каком направлении бежать. А бежать нужно в направлении введения режима «контридеологической операции». И лучше бы в масштабах всей страны, а не отдельной республики, делает вывод ресурс «Центр Льва Гумилева».

Драка «пропала» потому, что признание случившегося означает моментальную отставку главы района, а возможно, и местных руководителей МВД, считает издание. Ведь по новому закону за состояние межнациональных и межконфессиональных отношений на местах отвечают местные же власти. А подставляться, понятное дело, никто не хочет.

Кстати, именно из Алькеевского района, в котором действуют «шариатские патрули», несколько человек уже отправились в Сирию, где сейчас воюют на стороне исламистов (братья Рустем и Руслан Нигматуллины). Данный факт были вынуждены признать руководители силовых ведомств региона. В Нижнекамске и Набережных Челнах сторонники исламистов открыто агитируют помогать сирийской оппозиции, а бывший имам набережночелнинской мечети «Тауба» Айрат Вахитов и по сей день ведет в своем Твиттере репортажи с сирийских фронтов и активно призывает к джихаду волонтеров из Татарстана.

Обращает на себя внимание и другая сторона проблемы – непропорциональное количество религиозных сооружений в регионе, где половина жителей – православные. «Может быть, власть Республики Татарстан помогает Русской православной церкви? Может, вслед за массовым строительством мечетей (на которые, как известно, по указанию властей РТ средства собирались «всем миром» и которых сейчас 1524 по республике) засучив рукава, она принялась за строительство православных храмов (которых пока здесь всего 225)? Или, может, уже восстановила хотя бы один из сгоревших в 2013 году храмов? Ведь поджоги некоторых церквей произошли еще в сентябре прошлого года», – задается риторическим вопросом «Русский обозреватель».