Кучерена: глава Мосгорсуда должна уйти в отставку

Председатель комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена призвал главу Мосгорсуда Ольгу Егорову подать в отставку в связи с критикой в адрес московской судебной системы, передает Интерфакс. «В последнее время московскую судебную систему трясет — к сожалению, это действительно так. В частности, у нас в палате открыта «горячая линия» по судам, туда поступает много звонков, люди недовольны тем, как действуют московские суды. Но в конечном итоге все упирается в Мосгорсуд, и я полагаю, что в данной ситуации его председатель должна уйти в отставку», — сказал Кучерена.

Вместе с тем Кучерена заявил, что «абсолютно сознательно подписал «письмо 55-ти» против «информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации». «Просто я против того, чтобы судей оскорбляли — лучше просто объективно разбираться в ситуации и делать правильные выводы», — сказал Кучерена. Что касается работы Мосгорсуда, по его мнению, «критики заслуживают не только то, как районные суды и Мосгорсуд проводят рассмотрение тех или иных дел, но и кадровая политика руководства Мосгорсуда».

3 марта в Интернете был распространен текст обращения 55-ти общественных фигур, которые заявили, что в последнее время на фоне второго процесса по «делу «ЮКОСа» общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации судебной системы. В открытом письме они заявили, что судебная система требует реформирования, однако «делать это под давлением отдельных институтов и лиц, тем более находящихся в конфликте с законом или допускающих возможность его выборочного применения, бессмысленно и опасно».

«Широкая дискуссия об обеспеченности независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие», — говорится в документе. Среди подписавших письмо — адвокат Анатолий Кучерена, депутат Госдумы Владислав Третьяк, дрессировщики Аскольд и Эдгард Запашные, Тина Канделаки, певец Николай Расторгуев и другие. По мнению авторов обращения, необходимость глубокого реформирования системы правосудия в России очевидна, это признается и президентом, и гражданами, и самими представителями судебного сообщества. «Дискуссия по наиболее резонансным судебным делам последнего времени не является сравнительным анализом доказательной базы — большинство ее участников не знакомы с материалами следствия и по сути обмениваются взаимными упреками и обидами на почве личных политических пристрастий», — сказано в обращении.

5 марта председатель Совета судей Юрий Сидоренко заявил, что «письмо 55-ти» является мужественным восстанием против навязанных обществу предубеждений. По его мнению, давление на судебную систему усиливается, а защита судейской независимости является одной из основных задач правосудия. Сидоренко отметил, что приветствует попытки общества высказаться в защиту суда, оградив его от нападок. Сидоренко высказался в поддержку авторов «письма 55-ти». «Я читал изложение их точки зрения в СМИ и согласен с этим заявлением. Нашлись люди, у которых хватило мужества восстать против общепринятого мнения. Многие думают так же, но не все решаются это сказать, потому что боятся попасть под огонь СМИ», — сказал Сидоренко.

14 февраля помощница судьи Хамовнического суда Наталья Васильева дала сенсационное интервью Газете.Ру и телеканалу «Дождь» 14 февраля. По ее словам, в ходе процесса по второму «делу Ходорковского» на судью оказывалось давление из Мосгорсуда, а приговор писал вовсе не он. Данилкин назвал высказывания своей помощницы клеветой. «Заявление Васильевой — это клевета, опровергнуть ее можно только в установленном законом порядке, то есть путем подачи соответствующего иска в суд», — сказал он. Однако иска к Васильевой не последовало, более того, позже он заявил, что не будет увольнять помощницу и судиться с ней.

30 декабря 2010 года судья Виктор Данилкин приговорил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 13,5 годам лишения свободы. Поскольку они не отбыли полгода наказания по первому приговору, то окончательно суд приговорил их к 14 годам. Зачитывая приговор, Данилкин заявил, в частности, что исправление Ходорковского и Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества. По его словам, Ходорковский и Лебедев осознавали преступный характер своих деяний, а также их последствия. Поскольку они признаны вменяемыми, то могут и должны нести ответственность за содеянное, сказал Данилкин.