«Право граждан на мирные демонстрации ущемляется»

Пародией и насмешкой над конституционным правом россиян назвал недавнее разрешение президента Владимира Путина на проведение собраний и митингов в Сочи в период проведения Олимпийских Игр глава представительства Международной амнистии в РФ Сергей Никитин.

Напомним, что это решение представляет собой видоизменение ранее подписанного Владимиром Путиным указа об усилении мер безопасности во время сочинской Олимпиады (т.е. с 7 января по 21 марта 2014 года). Правозащитные организации подвергли инициативу Кремля острой критике.

Согласно новому указу, митинги и собрания формально разрешаются, причем их тематика может быть никак не связана с Олимпиадой. Правда, организаторам вменяется в обязанность согласовать место и маршрут акций сразу с тремя структурами – властями города, ФСБ и МВД.

Российские СМИ приводят слова пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, сообщившего, что «президентом дано поручение организаторам Олимпийских игр совместно с руководством Краснодарского края и мэрией Сочи подобрать площадку в городе, где можно было бы в свободном режиме проводить акции, демонстрации и иные мероприятия, в том числе, при необходимости, протестного характера».

Комментируя новации российских властей, глава представительства Международной амнистии в РФ Сергей Никитин в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» сказал:

«Мне представляется, что разрешение на проведение публичных акций в каких-то специально отведенных местах, является своего рода пародией и насмешкой над конституционным правом граждан Российской Федерации. Все это подтверждает ту печальную тенденцию, которую мы наблюдаем в последнее время в РФ. Право граждан на мирные демонстрации существенно ущемляется, и фактически российские власти отчетливо дают понять, что такого рода мероприятия явно нежелательны».

Сергей Никитин ответил на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Виктор Васильев: Многие правозащитники отмечали, что первым президентским указом
нарушена Конституция России.

Сергей Никитин: Последнему решению вообще предшествовал целый ряд нарушений, не только конституционных. Прошлогодний указ вводил большую серию запретов. Фактически в Сочи вводилась запретная зона (на волеизъявление граждан), что находится в полном противоречии с принципами Олимпийских игр. Известно, что митинги и демонстрации не разрешаются непосредственно на олимпийских объектах. Но подобных запретов в отношении улиц городов, где проводятся Игры, не должно быть. Это становилось уже введением чрезвычайного положения, какие бы мотивации при этом не выдвигались.

В.В.: Что изменилось сейчас? Кто реально может в нынешних условиях провести в Сочи свои акции?

С.Н.: В том-то и суть. Нам объявляют, что какие-то ограниченные места для демонстраций установлены. А то, насколько на самом деле будет реальным проведение демонстраций, даже в этих гетто, вызывает очень серьезные сомнения. Все обставлено так, что схема, которая должна быть уведомительной, уже давно стала разрешительной. То есть надо добиваться разрешения, что, вообще говоря, находится в полном несоответствии тому, как это все изложено в соответствующей статье Конституции РФ. Там говорится, что право граждан собираться мирно, без оружия существует. Причем, все международные документы, которые подписаны российской стороной, подчеркивают, что демонстрации и митинги должны проводиться в местах, доступных для широкой публики. Загонять демонстрации в какие-то отдаленные уголки неправомерно.

В.В.: Можно ли это объяснить эти меры заботой о безопасности участников и гостей зимних Игр?

С.Н.: Как правило, подобные ограничения этим и мотивируются. Но не мне бы объяснять, что безопасность обеспечивается и достигается другим, а именно – эффективной работой правоохранительных органов страны. Вместо того чтобы заниматься отловом несогласных, эти структуры должны самым серьезным образом заняться своей непосредственной профессиональной деятельностью.