Томск: борец за права человека изобрела «доску позора»

Жители Томской области в скором времени, возможно, смогут узнать, кто конкретно из земляков делает их жизнь проблемной и сложной, кто погряз в коррупции, и вообще отравляет людям существование. Список антигероев этого сибирского региона, как предполагается, будет размещен на официальном сайте уполномоченного по правам человека в Томской области Нелли Кречетовой.

Сайта пока нет, он — в разработке. Но томский омбудсмен уже предложила регулярно пополнять на нем «черные списки» учителей, врачей, чиновников и правозащитников, к услугам которых не стоит обращаться.

«В своем первом обращении к гражданскому обществу Томской области я вношу инициативу по становлению института репутации. Он мог бы стать элементом внесудебной защиты прав человека, чего так не хватает в России. Ведь такие понятия как «достоинство», «доброе имя» нередко можно отстоять только в суде», — приводит слова Кречетовой РИА «Новости».

По ее словам, на новом сайте уполномоченного по правам человека будет создан рейтинг «антигероев». В него войдут «врачи, для которых главное любыми путями заработать на пациенте, а не вылечить его; учителя, у которых не стоит обучаться; судьи и чиновники, для которых рядовой человек — «пыль и мусор»; управляющие компании, от которых следует отказаться, а также правозащитники, которые смешивают правозащитную деятельность с хулиганством».

Свои предложения о людях и организациях, которые могли бы пополнить такой «черный список», будут подавать депутаты, представители общественных объединений и политических партий. В планах – создание экспертного совета из влиятельных и авторитетных томичей, которые будут рассматривать список для антирейтинга и через СМИ, Интернет предлагать для публичного ознакомления.

В первом антирейтинге Нелли Кречетова предлагает оценить действия Сергея Зайкова, публично ударившего по лицу губернатора Томской области Виктора Кресса, и его общественных защитников в суде.

«Их поведение на судебных заседаниях, а также видеозапись в Интернете с нецензурной бранью в адрес губернатора еще раз доказывают необходимость института внесудебной защиты людей. От таких «правозащитников» приходится искать другую защиту», — подчеркнула Кречетова.

Корреспондент «СП» связалась с аппаратом уполномоченного по правам человека в Томской области, чтобы выяснить, по какой методике будут составляться «списки антигероев» и, собственно, будет ли это только своеобразной «доской позора» или по каждому конкретному случаю будут проводиться серьезные разбирательства и делаться оргвыводы.

К сожалению, госпожа Кречетова оказалась недоступна.

«У нас сегодня день приема посетителей, и Нелли Степановна очень занята», — объяснила помощница омбудсмена Евгения, попросив перезвонить позже. Однако и повторный звонок, и еще несколько оказались безрезультатным: Нелли Кречетова отказалась что-либо комментировать.

Впрочем, кое-какие разъяснения она вчера все-таки дала «Вести ФМ». В эфире радиостанции, Кречетова, в частности, выразила надежду, что черный список не превратиться в место, где будут просто сводить счеты с неугодными учителями, врачами, предпринимателями:

«Мы не будем оценивать профессиональные качества врача и учителя. Мы не можем судить, и никакой омбудсмен не может судить о том, кто из хирургов лучше, а кто хуже. Кто лучше учит русскому языку, а кто хуже. Мы говорим о том, что врач отказывается, например, бесплатно лечить людей или делает это очень плохо, хотя работает не в частной клинике. То же самое со школами. Ведь есть школы платные и школы бесплатные. Но теперь все вообще уже смешалось, и уже нужно платить в тех школах, которые вообще по Конституции должны давать нашим детям бесплатное образование. Насчет сведения счетов. Мы постараемся, чтобы такого не было. Для этого есть экспертный совет. Я не судья над всеми и не прокурор, и не собираюсь это делать. А собираюсь высказать общественное мнение по этому поводу».

Между тем, адвокат Алексей Лунев считает, что с правовой точки зрения инициатива томского омбудсмена достаточно сомнительная, поскольку может спровоцировать всплеск судебных исков:

— Информация о каких-либо неблаговидных поступках конкретного человека должна быть подкреплена фактом возбуждения уголовного, гражданского или административного дела. В противном случае, это все называется нарушением прав гражданина и подпадает под статью 152 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой любой опороченный таким образом человек имеет право защищать свою честь, достоинство и деловую репутацию в суде. А это, понятно, серьезно усложнит жизнь многим людям.

Один потенциальный истец уже есть — тот самый Сергей Зайков, которого Нелли Кречетова предлагает сделать «антигероем №1».

«Я знаю Нелли Степановну уже 23 года. И, мне кажется, как бывший политический советник Виктора Кресса, она несколько кривит душой, говоря о такой вот внесудебной защите. Дело в том, что наши власти давно имеют все необходимое для внесудебной защиты от народа, правозащитников и журналистов, и такой расклад никто из них менять не собирается», — заявил Зайков корреспонденту «СП». Он также подтвердил, что «с удовольствием» будет отстаивать свою честь и достоинство в суде, если возникнет такая необходимость.

В целесообразности затеи томского омбудсмена сомневается и специалист по конституционному праву, юрист Сергей Белов:

— Прежде всего, у меня вызывает большой вопрос, как именно это все будет опубликовано. Если сайт уполномоченного зарегистрирован как средство массовой информации, то тогда он подпадает под действие закона о СМИ. А этот закон, как известно, предусматривает право на опровержение и право на ответ. Такое право должно быть обеспечено, как гарантия защиты деловой репутации лица, в отношении которого распространены порочащие сведения. С другой стороны, уполномоченный по правам человека должен все-таки действовать в пределах своих полномочий и своей компетенции. И здесь возникают сомнения: насколько подобные действия вообще для этой должности допустимы? Ведь, если будет доказан ущерб деловой репутации, то действия омбудсмена могут быть квалифицированы как незаконные, а, следовательно, вред будет подлежать возмещению за счет бюджета соответствующего субъекта.

Появление «черного списка» на сайте уполномоченного по правам человека вряд ли сделает его более авторитетным, считает управляющий партнер агентства «Социальные сети» Денис Терехов:

«Не нужно переоценить свою роль в истории и пытаться стать «Навальным №2». При всем уважении к омбудсмену по Томской области, я не знаю, насколько ее сайт будет популярен. ». По мнению Терехова, подобных «черных списков» в сети в последнее время появилось слишком много:

— Когда в день появляются десятки, сотни тысяч разных «черный списков», их ценность падает.