Российских депутатов проверят на вменяемость

Деятельность «взбесившегося принтера» российской Госдумы давно стала притчей во языцех, а многие из принимаемых в парламенте законов заставляли всерьез задуматься о вменяемости их авторов. И вот, наконец, сами депутаты озаботились наличием в своих рядах, скажем так, альтернативно мыслящих товарищей. Если очередной законопроект, предложенный председателем партии «Родина», членом комитета Госдумы по обороне Алексеем Журавлевым, найдет поддержку среди его коллег, то все кандидаты уже на этапе выборов будут обязаны раскрывать информацию об имеющихся у них проблемах с психическим здоровьем и поставленных мозговедами диагнозах. «В ходе предвыборной борьбы я сталкиваюсь с такими кандидатами, которые вызывают удивление. Им приходится объяснять простые вещи. Например, что такое безопасность, что такое социальная солидарность и ответственность, что такое здоровый консерватизм. Иногда граждане говорят, что тот или иной депутат сумасшедший. Может быть, это и образное выражение, но тем не менее не исключено, что это действительно так, — говорит Журавлев. — Думаю, что избиратель должен знать, какие психические проблемы есть у того, за кого он голосует. Кандидаты должны предоставлять в избирательную комиссию документы о подобных своих болезнях, если это будет ими скрыто, то это повод для снятия с выборов».

Поводом для создания такого документа, по словам народного избранника, стала появившаяся информация о том, что некоторые представители оппозиции скрывают информацию о своих психических расстройствах.

В частности, глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин, который был кандидатом в Мосгордуму, не служил в армии из-за наличия медицинских противопоказаний. Как записано в его военном билете, он признан «нестроевым» в связи с заболеванием, обозначенном в «Положении о медицинском освидетельствовании в Вооруженных силах СССР» как «группа I ст. 3а». За этим шифром кроется психическое расстройство циклофрения, циклотимия (психическое аффективное расстройство, при котором пациент испытывает колебания настроения между неотчетливой (близкой к дистимической) депрессией и гипертимией). Во время такой болезни у людей происходят колебания нервно-психического тонуса в виде периодов нерезкого возбуждения или слабо выраженной подавленности.

Удивительно, но столь серьезные проблемы с душевным здоровьем не помешали Митрохину сделать блестящую политическую карьеру. Председатель партии «Яблоко» был депутатом Госдумы I, II и III созывов, депутатом Мосгордумы IV созыва. Кроме того, он был кандидатом в депутаты Госдумы IV, V и VI созывов (2003–2011), Московской городской думы V созыва (2009), в мэры Москвы (2013).

Другим сомнительным депутатом является Евгений Федоров, прославившийся рядом параноидальных идей, высказанных с думской трибуны. Народный избранник, например, уверен, что в России действует широкомасштабная шпионская сеть США, подконтрольная американским спецслужбам. Кроме того, в нашей стране работает 70 агентств, которые выкупают российских детей и увозят в США, чтобы там повысить процент белого населения. В общей сложности, заявлял Федоров, из России было вывезено около 500 000 детей.

Ярким откровением для общественности стало недавнее разоблачение шпионской сущности знаменитого рок-музыканта Виктора Цоя. Ссылаясь на источники в разведке, Федоров сообщил, что певец был агентом ЦРУ, а его последние песни были написаны специалистами из Голливуда для ликвидации СССР. Впрочем, это не самое страшное, ведь Федоров уверен, что американская агентура давно проникла во многие российские властные структуры, Госдуму и даже в правительство.

Нельзя обойти вниманием и Владимира Жириновского, не первое десятилетие радующего россиян своими феерическими бурлесками. Так, на одном из брифингов в Госдуме политик начал выкрикивать оскорбительные комментарии про «бешенство матки» в адрес одной из журналисток, а затем призвал свои помощников «жестко насиловать» девушку под восклицания «Христос Воскресе!». Когда за коллегу вступилась другая журналистка, Жириновский назвал девушек «фуриями» и «лесбиянками чертовыми», а потом пригрозил им увольнением из СМИ и прогнал с пресс-конференции.

Замглавы фракции ЛДПР в Госдуме Алексей Диденко потом объяснил поведение своего лидера тем, что политик некоторое время принимает препарат «Циркадин», одно из побочных эффектов которого — «агрессивное поведение». Согласно медицинской литературе, этот препарат применяется для лечения депрессивного синдрома.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что предложение Журавлева нашло поддержку у ряда его коллег. «Я целиком и полностью за инициативу Алексея Журавлева. Потому что иногда, глядя на своих коллег прошлых созывов, еще когда я не был депутатом этого созыва, задумываешься об их психическом состоянии. И вообще люди должны выбирать психически здоровых людей, а больные должны проходить лечение, а не принимать законы», — заявил первый зампред комитета ГД по обороне Сергей Жигарев.

Депутат Госдумы, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев согласен с необходимостью применения подобной нормы. «Если у кандидата есть некие проблемы с психическим здоровьем, желательно, чтобы избиратели об этом знали. Да и самого кандидата представление такой информации в определенной степени будет дисциплинировать», — считает депутат.

«Это разумное предложение, поскольку у людей на должностных постах тоже много психических отклонений, и это влияет на политику. А заставить их пройти лечение можно будет только общим правилом. К тому же это благоприятно скажется и на обществе — когда рядовой гражданин будет знать, что и министры, и депутаты проходят обследования, то они сами не будут стесняться посещать профильных врачей», — говорит глава Института политических исследований Сергей Марков.

Напомним, что вопрос о «медицинском фильтре» поднимается уже не впервые: в прошлом году дискуссия о введении ограничений для кандидатов на выборах вспыхнула в парламенте Санкт-Петербурга. Депутат Максим Резник предложил установить для выдвиженцев медицинские критерии, аналогичные тем, которые существуют для назначаемых должностных лиц. В перечне заболеваний, закрывающих дорогу на госслужбу, фигурируют психические расстройства со средними и тяжелыми проявлениями.

По всей вероятности, эта тема особенно близка питерцам благодаря деятельности в городском парламенте небезызвестного своими эскападами депутата Виталия Милонова. Он снискал себе громкую и скандальную славу нападениями на ЛГБТ-сообщество и требованиями привлечь к уголовной ответственности за гей-пропаганду Мадонну, Леди Гагу и группу Rammstein. И если гомофобию депутата еще можно списать на какие-то объективные причины, то другие его предложения — запрет кальянов, наделение эмбриона гражданскими правами и переселение бездомных в заброшенные колхозы – действительно выглядят не вполне адекватно.