Крым: вовлеченность Киева в роль виртуального хозяина

Попытки некоторых государств заявлять морально-психологические претензии на часть сопредельной территории других держав являются рутиной международных отношений. Но пытаться всерьёз руководить чужими сопредельными регионами через государственную границу, при этом взвалив на себя заранее нереализуемые обязательства, — это неоспоримое ноу-хау нынешних властей Киева.

Япония не устаёт убеждать мировую общественность в том, что южная часть Курильских островов — на самом деле японская, а не российская. Время от времени, высокопоставленные японские чиновники совершают полёты рядом с Курилами — предусмотрительно не вторгаясь в российское воздушное пространство и тем самым подчёркивая свою виртуальную причастность к данному региону.

Также японская сторона регулярно комментирует события, происходящие на российской территории. 13 августа Япония направила России протест по дипломатическим каналам в связи с военными учениями, которые начались в районе Южных Курил. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что учения, проводимые РФ на Южных Курилах, являются «неприемлемыми для Токио», и пообещал «направить России строгий протест» в этой связи. Как было отмечено в заявлении МИД Японии, маневры «в одностороннем порядке» проводятся на территории, которую островное государство считает своей «неотъемлемой частью».

Смысл такого поведения достаточно простой — если повезёт дождаться ослабления соседа в результате большой войны или внутренних критических потрясений, то всегда можно предъявить миру ряд фактов, которые позволят морально обосновать претензии на его земли. «Внутренняя» польза состоит в том, что на волне экспансионистских заявлений можно получать симпатии сограждан, придерживающихся ультрапатриотических взглядов.

Территориальные претензии, предъявляемые на морально-психологическом уровне или дошедшие до международных судебных инстанций, существуют по всему земному шару — от Южной Америки до Океании. Как правило, за рамки заявлений и выражений возмущения по поводу проводящихся на сопредельной территории мероприятий, активность заинтересованной стороны не выходит, и границы здравого смысла остаются ненарушенными. В частности, трудно назвать примеры траты силы и финансов на глобальную имитацию контроля над территорией, на которую предъявляются претензии.

Хотя некоторые административные органы, курирующие ситуацию проблемного региона, могут быть и созданы: так, в Грузии действует «Министерство по делам беженцев, расселению и вынужденно перемещенных лиц с оккупированных территорий Грузии», под которыми в Тбилиси понимают Южную Осетию и Абхазию. Но на практике создавать органы всех ветвей власти, которые должны изображать видимость работы — такой прецедент впервые состоялся лишь в этом году. 29 августа генеральная прокуратура Украины назначила прокурором Автономной Республики Крым Василия Синчука, который уже сообщил украинским СМИ о том, что будет «ответственно и активно» делать «то, что положено по закону».

Проблема с реализацией решительного намерения господина Синчука исполнить свой служебный долг состоит, прежде всего, в том, что в относящемся к другому государству Крыму генеральным прокурором с марта месяца работает Наталья Поклонская, о желании покинуть свой пост не заявлявшая. К тому же, cогласно п. 2 ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Василий Синчук не может быть принят на службу в органы прокуратуры как лицо, имеющее гражданство иностранного государства.

Соответственно, исполнение прокурорских функций может осуществляться господином Синчуком в лучшем случае дистанционно, из Херсонской области Украины — при этом перспективы выполнения его распоряжений выглядят крайне пессимистично. Однако, генеральный прокурор несуществующего региона Украины будет получать зарплату, у него будет соответствующий формальному положению аппарат, будет проводиться некая работа, которая обязана учитываться в общегосударственной статистике, планировании и согласовании.

Иногда складывается впечатление, что в Херсонской области правительство Украины планирует создать симулякр административного Крыма, управление которым позволит мистическим образом контролировать Крым настоящий. 6 июля украинские СМИ сообщили о намерении Кабинета министров Украины объединить Крым и Херсонскую область, сделав из курортного райцентра Геническ с населением в 26 000 административный центр региона. В новой столице предполагается установить органы власти «украинской республики Крым», которые будут осуществлять руководство полуостровом.

Если бы официальный Киев ограничивался поддержанием «дежурного» уровня претензий на Крым в надежде на лучшее — это было бы вполне объяснимо. Но всерьёз пытаться управлять народным хозяйством заявившего о своём самоопределении и воссоединившегося с Россией регионом без малейшей к тому возможности — это явление совершенно иного порядка.

30 апреля власти Киева заявили о «временном закрытии 27 пунктов пропуска через государственную границу и пунктах контроля в АР Крым». Временному закрытию подлежали такие пункты пропуска и контроля: морские рыбные и торговые порты в Севастополе, Евпатории, Феодосии, Керчи, паромный порт Крым, воздушные пункты Джанкой, Севастополь, Керчь, Симферополь, Саки, Кача, Гвардейское.

7 июля Украина объявила о «закрытии для международного судоходства морских портов, расположенных на территории Автономной Республики Крым: Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта». Соответствующий приказ от 16.06.2014 №255 «О закрытии морских портов», был зарегистрирован в Минюсте 24.06.2014 за №690/25467 и вступил в силу после его официального опубликования.

17 августа Министерство аграрной политики и продовольствия Украины совместно с Государственным агентством рыбного хозяйства сообщило о подготовке проекта постановления Кабинета министров о временном закрытии морских рыбных портов на Крымском полуострове. Согласно сообщению, рыбные порты должны быть «закрыты на период до восстановления на аннексированной территории полуострова и города Севастополя конституционного строя Украины». Проект постановления также предусматривает закрытие государственных акваторий ГП «Керченский морской рыбный порт» и «Севастопольский морской рыбный порт».

Многократные запреты звучат по вполне прозаической и обидной для Киева причине: исполнять их не собирается не только Крым и Российская Федерация, но и другие государства, чьи экономические интересы требуют доступа к крымским портам. Турецкие суда и самолёты регулярно посещают крымскую территорию.

19 июля 2014 из аэропорта Симферополя выполнен первый международный рейс с момента вхождения Крыма в состав России. Самолет, выполняющий рейс ZG-9754, вылетел в Стамбул. Ранее было возобновлено паромное сообщение и морские пассажирские перевозки между Стамбулом и Севастополем. А турецкая сеть гостиниц Rixos начала работу по набору сотрудников из числа жителей Ялты и жителей других регионов, в том числе персонала со знанием турецкого языка, для нового 5-звездочного отеля в Ялте, открытие которого ожидается осенью 2014 года.

Всё это вызывает бурю эмоций у Киева и проукраинских общественных деятелей из Херсонской области. Руководство Украины обнародовало ряд очередных угрожающих запретов, а депортированный из Крыма советский диссидент Мустафа Джемилев пообещал употребить весь свой авторитет «уполномоченного президента Украины по делам крымско-татарского народа», чтобы повлиять на турецкие власти. Можно с большой долей уверенности предположить, что внимание турецких властей к проблемам Киева будет сравнимо с реальным влиянием Джемилева на российский Крым — весьма поверхностное.

Стоит отметить, что неверно было бы сводить виртуальные указы и запреты Киева к одному лишь негативу. Так, 14 августа Верховная Рада Украины со второй попытки — первое голосование было признано незаконным — создала в Крыму свободную экономическую зону. Проект закона «О налоговом и таможенном контроле в свободной экономической зоне Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (4032а) внесен в Раду нардепом Терехиным.

Главной целью закона является «предоставление сроком на 10 лет социально-экономических стимулов для роста инвестиционной активности, развития туристической инфраструктуры и увеличение трудовой занятости граждан в пределах свободной экономической зоны Крыма (СЭЗ), поднятие роли территориальных общин Крыма и города Севастополя при решении повседневных вопросов их жизни, а также предупреждения сокращения трудовой занятости граждан Украины и падения их доходов в результате введения в Автономной Республике Крым и городе Севастополь репрессивных экономических систем других стран в течение срока их временной оккупации». В пределах «свободной экономической зоны» Крыма Киевом также создается «свободная таможенная зона».

Очевидно, что солидный законопроект на практике столь же нереализуем, как и все прочие указы Киева, касающиеся управления Крымским полуостровом. Виртуальная свободная таможенная зона, введённая украинскими властями, не избавит приходящие в Крым товары от пошлин, взимаемых Федеральной таможенной службой РФ.

Хотя законопроект не содержит упоминания о государственных гарантиях по внутренним и внешним займам организаций и физических лиц, проживающих на территории Крыма, Украина «гарантирует защиту имущественных и неимущественных прав физических и юридических лиц на территории свободной экономической зоны Крыма согласно с законами страны, в том числе касающимися защиты иностранных инвестиций».

В результате, проживающие в Крыму граждане Украины — то есть, всё население, поскольку жители Крыма обладают гражданством де-факто двух государств, а от гражданства Украины избавиться не так- то просто — имеют полное право требовать соблюдения своих имущественных и неимущественных прав. А именно — возврата депозитов, присвоенных украинскими банками, бесперебойной поставки электроэнергии, которую официальный Киев уже пообещал перекрыть, компенсации сельхозубытков, возникших по причине блокировки Украиной оросительно-обводнительного Северо-Крымского канала и т. д. Отстаивать же интересы жителей Крыма перед правительством Украины, должен ни кто иной, как херсонско-крымский прокурор Синчук.

Поддерживать необходимый уровень информационного фона, позволяющий подкрепить претензии на земли соседних государств — вполне понятная, хотя и бессмысленная практика, которую применяют иные державы. Однако, пытаться всерьёз руководить сопредельными регионами другого государства через границу, при этом взвалив на себя заранее нереализуемые обязательства, — это неоспоримое ноу-хау Киева.