Времена «руссо туристо» прошли?

По разным оценкам, этим летом Европа недосчиталась от 3.5 до 5 миллионов туристов из России. Больше всего потеряла Прага: этот замечательный город проигнорировали 350 тысяч человек.

Прага — абсолютный рекордсмен: до 2014 года ежегодно его посещало более 900 тысяч жителей России. Впрочем, Прага — далеко не единственный город, в котором русский язык стали слышать реже. Минимум на 30% снизилась посещаемость Венеции, Рима, Милана, Берлина и Амстердама. Лондон и Париж тоже недосчитались значительной части приезжих из РФ. Неужели эпоха русского туризма подошла к концу? Чтобы ответить на этот вопрос, следует углубиться в недавнюю историю.

Многие помнят, что возможность путешествовать появилась еще у бывших жителей СССР, после того, как в мае 1991 года был принят закон о выезде. Его принятие обрушило железный занавес, под которым 70 лет жило советское общество, и позволило советским людям приобщиться к мировой культуре, а также показать себя за границей. В тот момент в СССР бушевал кризис и бешеная инфляция, наблюдался дефицит продовольствия и товаров народного потребления. Среднего класса не существовало, и возможность съездить на отдых за границу была лишь у партийно-комсомольских функционеров, малочисленных кооператоров, представителей интеллектуальной и творческой элиты, а также у классических «новых русских» — бандитов первой волны «перестроечного» рынка. Именно эта «выездная» публика формировала первое представление о «советском человеке» у иностранцев, которые проявляли большой интерес к посетителям из СССР.

После распада Советского Союза, в начале-середине 90-х годов, поток туристов из СССР стал многонациональным. Граждане СССР предпочитали не вспоминать о советском прошлом, а гордо предъявляли на границе паспорт новой Родины. Качественно изменился и состав туристов: к туристам первой волны присоединились «челноки» — частные торговцы, вручную снабжавшие своих соотечественников иностранными товарами. К ним вскоре присоединились члены их семей, в результате чего поток туристов стал разнообразнее.

В первой половине двухтысячных произошла очередная реструктуризация турпотока из России и стран СНГ. В Европу зачастили чиновники, руководители крупных предприятий, верхнее и среднее звено менеджмента, а также большое количество людей, оказавшихся неограниченно платежеспособными в новых политических реалиях. Толерантная Европа спокойно принимала новых гостей из России и стран СНГ, которые, насытившись импортной едой и одеждой, переключились на более дорогие приобретения: квартиры и виллы, автомобили премиум класса, антиквариат и предметы искусства. Пикантность ситуации заключалась в том, что именно этот сегмент туристического потока проигнорировал Европу в 2014 году, нанеся удар по карману компаний, обеспечивающие отдых класса «люкс», и снизив доходы европейских торговых домов. ЕС, привыкший к широкому потоку российских денег, в этом году оказался «на мели»: русскую речь в бутиках и дорогих торговых центрах слышат все реже.

Россия, безусловно, является частью Европы, что бы ни говорили некоторые политики. Этническая близость русских и европейцев настолько очевидна, что ни один железный занавес не провесит достаточно долго, и русские вернутся в Европу. Вопрос лишь, в каком составе: экономическая модель, которая обеспечивала туризм на территории России, оказалась не готовой к потерям, и отказ платежеспособного сегмента от путешествий привел к коллапсу. Оставшиеся послесамоустранившихся чиновников и членов их свиты 60-70% русских туристов путешествуют независимо и ограничены бюджетом. Нынешние российские туроператоры физически не смогут «сделать кассу» на этом сегменте.

В новых реалиях туристический бизнес России ждет неминуемый кризис. Но, как известно, любой кризис — это лишь время, необходимое для разрушения отживших свое стереотипов, создания новых правил для бизнеса, как в России, так в других странах. В условиях отсутствия чумового спроса на дорогие товары, Европе придется внимательнее присмотреться к бюджетному потоку из России, переориентировавшись на эту группу — как экономически, так и психологически. Если в течение ближайшего года политическая ситуация не обострится до предела, русская экономика не будет переведена на мобилизационные рельсы, и в России не введут выездные визы, положение начнет меняться в лучшую сторону. Место неэффективных банкротов, бросивших летом 2014 на произвол судьбы более 100 тысяч россиян за границей, займут более расторопные конкуренты, а Европе придется в очередной раз привыкать к новым посетителям из России.