Трехсменка для детей войны

Чечня взвешивает возможности повышения качества образования в регионе.

Начало нового учебного года в Чечне получилось праздничным: школы за лето обновлены, дети нарядны, педагоги оптимистичны, родители полны надежд…
Настроения всем прибавило и то, что к 1 сентября ввели в строй новые школы, детсады. В райцентрах, на августовских педагогических конференциях мажора также было во много раз больше, чем выступлений минорных. Глава ЧР в свою очередь поздравил всех с Днем знаний.
Доклад министра образования и науки ЧР Исмаила Байханова на республиканской конференции педагогов был посвящен актуальным проблемам развития системы образования ЧР.

Что это за проблемы?

Три этапа

Министр напомнил: к 2000 году региональная система образования была полностью разрушена. Процесс ее восстановления и интеграции в общероссийский образовательный процесс проходил в три этапа:

— «2003-2008 годы – этап восстановления и строительства образовательных учреждений. За эти годы было восстановлено и создано заново более 120 тысяч ученических мест»;

— «2009-2013 годы – этап обеспечения материально-технической базы и модернизации системы образования. За эти годы удалось обеспечить образовательные учреждения самым необходимым учебным и лабораторным оборудованием, учебниками и методическими материалами.

В эти годы обучающиеся начали знакомиться с мультимедийной техникой и «вышли онлайн» – в настоящее время в республике нет ни одного образовательного учреждения, не подключенного к сети Интернет»;

— «текущий момент» и реалии современного мира ставят новую задачу – повышение качества образования. Необходимо строить систему образования, отвечающую потребностям современной экономики и с учетом ее возможностей, т. е. эффективную систему образования».

В наличии

По словам И. Байханова, общее образование в республике представлено 450 общеобразовательными учреждениями, пятью учреждениями образования интернатного типа, одним Центром дистанционного обучения.

В них обучаются порядка 239 тысяч учащихся. Образовательный процесс осуществляют 22 тысячи педагогических работников.

В 83 общеобразовательных учреждениях занятия проходят в одну смену, в 319 – в две смены, в остальных 55 – в 3 смены.

«На текущем этапе, – отметил глава ведомства, – продолжается работа по улучшению материально-технических и организационных условий обучения в учреждениях общего образования, реализуется комплекс мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала сферы общего образования».

Проблемы

Министр, ссылаясь на «анализ состояния в сфере общего образования относительно требований инновационного развития», выделил проблемы, решение которых требует особого внимания. «В их числе:

— «несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОСами: обеспеченность предметными кабинетами сегодня составляет 44 процента, интерактивными досками -20;

— отсутствие действенных механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, отставание значительной части образовательных учреждений в инновационном развитии»;

— ограниченность кадрового ресурса инновационного развития;

— низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

— недостаточное использование современных образовательных технологий;

— отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

— сохраняющийся в системе общего образования старый подход принятия и исполнения решений».

По мнению докладчика, «решение указанных проблем должно быть обеспечено созданием и использованием финансовых и организационных механизмов, что позволит избежать негативных последствий и рисков».

ЕГЭ

Недавно в интервью «Кавказской политике» («Экзамен для Чечни») эксперт из Чечни оценил итоги ЕГЭ в республике как едва ли не провальные. Оценки министра образования и науки ЧР – иной окраски.

По его словам, «в 2014 году в сдаче ЕГЭ в республике приняли участие 16455 человек, что на 12,2 процента больше, чем в прошедшем году».

«Из выпускников 2014 года получили аттестаты 11 486 (87,3%), не получили аттестаты 1664 (12,7 %).

Из 752 второгодников получили аттестаты – 448 (59,6%), не получили – 304 (40,4 %).

Таким образом, более низкая результативность второгодников является еще одним доказательством эффективности непрерывного образования», – сказал И. Байханов.

Он особо отметил, что «наиболее высокие результаты по ЕГЭ выпускники школ показали по обязательным предметам. Русский язык сдали 90,3% выпускников, математику – 90,2. Наихудший результат по информатике – 23,3%.

Средний балл по результатам ЕГЭ составил 35,9. Средний балл по русскому языку – 41,1 (в 2013 году – 51). Средний балл по математике – 33,5 (в 2013 году – 51)».

Снижение результатов ЕГЭ по сравнению с прошлым годом министр объяснил «усилением контрольных мер». По его мнению, «по причине беспрецедентных мер контроля, предпринятых Рособрнадзором и Министерством образования и науки Чеченской Республики, процесс сдачи ЕГЭ в текущем году происходил максимально объективно и транспарантно».

«ЕГЭ-туристы»

Как отметил И. Байханов, «по итогам ЕГЭ 397 участников из нашей республики Федеральным центром тестирования были приравнены к так называемым «ЕГЭ – туристам». Эта «информация была получена по паспортным данным (место выдачи, прописка)», при этом «93 участника прибыли в 11-й класс, оставшиеся 304 человека – в более ранний период».

Среди этого контингента «высокие баллы по одному предмету показали два участника, по двум и более предметам – ни один, также отсутствуют 100-бальники».

«Так что никто не имел в республике «комфортных» условий при сдаче единого государственного экзамена», – заявил министр.

Он признал, что итоги ЕГЭ «свидетельствуют о серьезных проблемах в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях республики».

Зарплата

Министр сделал особый акцент на вопросах оплаты труда педагогов. Так, «в настоящее время внедряется эффективный контракт, стимулирующий труд учителей в зависимости от результатов их работы».

«Средняя заработная плата педагогических работников за первое полугодие составила 21 140,9 рублей, что соответствует средней по экономике республики…»

«Установлена ежемесячная надбавка в размере 30% к заработной плате молодым специалистам, им предоставляются оплачиваемые учебные отпуска, оказывается помощь в улучшении жилищных условий».

Потребности

«Для решения проблемы трехсменного обучения в подпрограмму «Юг России (2014-2020)» внесены предложения, предусматривающие строительство на первом этапе 32-х общеобразовательных школ на 17500 посадочных мест», – сказал далее И. Байханов.

На втором этапе планируется «строительство еще 32 школ мощностью 15704 ученических мест, что позволит, с учетом прогнозируемого прироста учащихся на 37541 человек в 2020 году, сохранить удельный вес занимающихся в первую смену» на уровне 62,64% от общего числа учащихся.

В этом году в республике строится восемь школ на 4680 ученических мест.

Следующая проблема, по словам министра, – «это удовлетворение потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в качественных образовательных услугах».

«В республике функционируют четыре специальных (коррекционных) образовательных учреждения, в которых обучается 519 учащихся. Эти учреждения – для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих и детей с задержкой психического развития. При этом в республике нет образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта», – отметил И. Байханов.

Не менее острой он назвал «проблему обеспечения школ современным мультимедийным, учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием: обеспеченность оборудованием кабинетов физики, химии, биологии, начальных классов, иностранных языков в общеобразовательных учреждениях составляет 44%, компьютерами и интерактивными досками – 20%».

В этом году нами приобретено 1000 интерактивных досок, 1000 компьютеров. Однако они «закрывают потребность только на 30%».

Количество вакансий в общеобразовательных учреждениях – 747. По словам министра, с этого года по заявкам министерства «чеченский госуниверситет будет вести целевую подготовку 40 человек по специальностям чеченский язык и литература, история, физика, химия».

«Законом ЧР «Об образовании в Чеченской Республике» предусмотрены разовые выплаты специалистам, выезжающим на работу в отдаленные районы, надбавки к заработной плате молодым специалистам в размере 30%».

Акценты

На уровне районов в ходе августовских конференций акценты расставлялись иначе. Так, начальник управления образования Урус-Мартановского района Аламад Гучигов определил модернизацию образования как «процесс затратный, трудоемкий и длительный».

Тем не менее считает он, «уже есть первые результаты».

Так, «мониторинг качества знаний позволил выявить реальный уровень обученности и качества знаний учащихся 9, 11 классов общеобразовательных учреждений»: «успеваемость составила 89%, а качество знаний – 32,1%».

По сравнению с итогами мониторинга прошлого учебного года, произошло «повышение показателей успеваемости на 25%, качества знаний – на 9,4%».

По итогам последнего учебного года «из 1060 выпускников аттестаты о среднем образовании получили 1044 выпускников, не получили – 16», а «итоги профильных экзаменов позволили стать студентами высших образовательных учреждений 434 выпускникам – 41% от общего количества…»

По словам Гучигова, «причина повышения или понижения успеваемости и качества знаний по итогам мониторинга, пробного экзамена, учебного года, государственной (итоговой) аттестации выпускников не только в реализации … рекомендаций или в игнорировании их, но и в налаживании системы контроля над учебно-воспитательным процессом».

В то же время «за последние три года в школы района принято 139 молодых специалистов с педагогическим образованием», однако «к началу нового учебного года в школах района будет работать 146 учителей, не имеющих педагогического образования, а также 243 педагога пенсионного возраста».

Это «существенно влияет на качественный уровень образования…»

На взгляд директора

Директор СОШ №3 села Алхан-Юрт Петимат Магазиева на конференции сказала, что, на ее взгляд, «самая актуальная проблема современной школы – нехватка квалифицированных педагогических кадров».

Причина в том, что «в школах не проводится работа по подготовке собственных педагогических кадров». В то же время, «дело уже и не в оплате труда» даже, а «в том, что молодежь не хочет трудиться, не хочет работать, ей свойственна размытость целевых установок, и отсюда – низкий уровень квалификации молодых специалистов».

Третья причина, по мнению П. Магазиевой, – «государственного значения».

«Статья 99 нового закона об образовании фактически гарантирует уровень заработной платы педагогических работников не ниже средней зарплаты по экономике субъекта РФ. Средняя заработная плата учителя составляет 21150 рублей, но она складывается из большого числа часов, квалификации, стажа и т.д.

Если такую зарплату молодой специалист или любой учитель получал бы не за всю нагрузку, а за ставку, то появилась бы возможность привлекать в школу лучшую часть молодежи, а не самую инертную…» – считает директор.

Она также убеждена в том, что «сегодня задача руководителя – преодолеть ситуацию, когда все решают за школу. Это можно сделать, в том числе и с помощью создания грамотного правового пространства внутри школы.

Как президент является гарантом Конституции РФ, так и директор в своей школе – гарант соблюдения локальных актов».

Мешает и «профессиональное одиночество» учителей. «День педагог проводит за закрытиями дверями один на один с классом», а ему нужны «профессиональные связи, и не по приказу», а «добровольные, иначе они не будут эффективны».

Новый закон об образовании, на взгляд П. Магазиевой, имеет целый ряд минусов. Школа «решает образовательные задачи, но механизм их реализации – экономический», и все еще не ясно, «будет ли закон работать в условиях недостатка финансовых ресурсов».

Изъяном закона, полагает директор, является и то, что «в нем много бланкетных норм». Это нормы, в которых «содержатся ссылки не к какому-либо конкретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию», и надо думать, «чем иным не установлено? Где искать?»

В отличие от предыдущего, нынешний закон «содержит уже не 40, а 184 нормы отсылочного характера…»

Еще один пробел – «школьная форма введена не новым законом «Об образовании в РФ», а инструктивным письмом Министерства, которое рекомендует регионам самим решать эту проблему», и нет четких федеральных принципов».

Выходит, «этнические и религиозные проблемы федерацию не беспокоят – пусть разбираются на местах».

Вывод один: школа в стране как дитя у семи нянек…