Зачем Турция хочет создать военный самолет?

К 2023 году, спустя 100 лет после создания Республики, власти Турции намерены реализовать амбициозную цель — войти в число десяти крупнейших экономик мира, пишет газета «Zaman».

К такой же цели они планируют прийти и в области экспорта оборонной промышленности. На приеме по случаю 13-й годовщины создания Партии справедливости и развития премьер-министр Эрдоган, который уже сел в кресло президента, отметил: «Мы должны создать отечественный автомобиль». Далее он продолжил: «Мы продаем наши беспилотные летательные аппараты, ударные вертолеты. Мы также будем производить наш отечественный военный самолет. Наша оборонная промышленность набирает обороты. Мир с восхищением будет наблюдать за Турцией».

Но прежде давайте ответим на вопрос: а где же наше место в производстве технологий, которое является непременным условием достижения таких масштабных целей? Надо признать, мы весьма отстаем.

В секторе оборонной промышленности, то есть в области, которая должна быть локомотивом индустриализации, Турция, следуя упрощенной логике «я буду производить всевозможные системы вооружений и таким образом избавлюсь от зависимости извне», продолжает транжирить и так ограниченные в этой сфере ресурсы. При этом те системы вооружений, которые, как утверждается, производятся с использованием отечественных возможностей (например, беспилотники Anka), не находят активного интереса со стороны покупателей, так как в мире есть более совершенная продукция.

Газеты со ссылкой на официальных лиц предлагают читателям информацию, которая подается как истина в последней инстанции: «мы продали Anka на экспорт», «мы произвели первый ударный вертолет и будем продавать его». Но зачастую она не способствует ничему другому, кроме как введению общественного мнения в заблуждение. На самом деле ударные вертолеты мы производим не сами, а совместно с итальянцами.

Кому-то уже пора отказаться от слов «мы создадим свой военный самолет». Не случайно и то, что особенно часто Эрдоган озвучивал их в преддверии президентских выборов. Все, кто занят в секторе оборонной промышленности, понимают, что данный проект обернется очередной неэффективной растратой ресурсов. Даже у истребителей Eurofighter Typhoon, которые производятся совместно несколькими странами в Европе, не так уж и много покупателей в мире.

Вместо того, чтобы расточать и без того ограниченные ресурсы в попытке наладить отечественное производство всевозможных систем вооружений (как известно, в этой сфере целью Турция получает технологическую поддержку извне), будет разумнее, если наша страна сосредоточится на более экономичных сферах, где она, к тому же, обладает большей квалификацией, — на электронных системах, например.

Населению нашей страны нужно с определенной осторожностью относиться к ласкающим слух, но обманчивым речам вроде «мы будем производить военный самолет», «мы продаем те или иные наши вооружения». Необходимо понимать, что за счет уплачиваемых гражданами налогов происходит финансирование проектов с гигантским бюджетом, причем некоторые из них оказываются абсолютно ненужными.

На пост руководителя секретариата по оборонной промышленности Турции — критически важной организации, ответственной за закупку вооружений и военной техники в стране, в апреле этого года был назначен бывший генеральный директор по техническому обслуживанию «Турецких авиалиний», профессор Исмаил Демир (İsmail Demir). После окончания факультета авиационной инженерии в престижном Стамбульском техническом университете Демир получил степень доктора и работал в университетах, готовящих кадры для американских авиационных компаний. Как вы понимаете, это компетентное лицо в области оборонной промышленности.

Есть очень важные мероприятия, которые ждут своего часа и способны обеспечить экономический рост Турции.

В частности, в области оборонной промышленности и производства технологий Демиру необходимо разработать такую стратегию, которая будет реалистичной, создаст для нашей страны дополнительные ресурсы, отведет место рациональным приоритетам и позволит нарастить объемы экспорта. При подготовке такой стратегии необходимо создание сектора, который обеспечит приватизацию 18 гигантских военных компаний, избавив экономику от мертвого груза, а также непродуктивного и неэффективного использования ресурсов.

По мнению тех, кто близко знаком с Демиром, он знает рецепты, которые наилучшим образом отвечают нуждам сектора оборонной промышленности, а, значит, и турецкой экономики. Главное — чтобы политические препоны не помешали ему перекрыть этот денежный кран, то есть остановить растраты на фирмы-динозавры, средства которым даются точно детское питание ребенку — каждый раз, когда он плачет.