Ельцин и Горбачев — юбилейное послевкусие

Два «заклятых» друга Борис Ельцин и Михаил Горбачев продолжают соперничать уже и после смерти первого президента России. Их недавние юбилеи, до сих пор сотрясающие политический класс России, свидетельствуют: Борис Николаевич, уже будучи и на «том» свете, снова победил Михаила Сергеевича, дожившего до своего 80-летия. В «победе» Ельцина — несомненная заслуга российской власти, которая прежде ни один юбилей ни одного политика (ушедшего или здравствующего) не культивировала и не праздновала с таким размахом, как его 80-летие.

Кажется, Кремлю удалось «переплюнуть» даже «застойное» советское время, когда организационные комитеты создавались властными соратниками только для похорон членов политбюро ЦК КПСС, но не для празднования их прижизненных или посмертных юбилеев. (О Ленине и Сталине речь не идет – это было исключение, подтверждавшее правило.) Наряду со множеством документальных фильмов по всем телеканалам, приуроченных к юбилею книг, конференций, «круглых» столов, переименований улиц, открытий памятников кульминацией благодарности властей первому президенту России стал официальный концерт и большой государственный прием в честь юбилея в цитадели власти – Кремле.

Может быть, именно поэтому на фоне первого, ельцинского посмертного юбилея второй с разрывом в месяц — прижизненное 80-летие президента СССР Михаила Горбачева — выглядел праздником «бедного» родственника. Разумеется, никакого оргкомитета, концерта или государственного приема в Кремле. Казалось, власть просто не замечает (или делает вид) этой даты. Складывается впечатление, что информационный напор прессы, развернувшей мощную дискуссию о роли Горбачева в нашей и мировой истории, поставил Кремль в сложное положение. Там, поразмыслив, сопоставив и изучив, решились, наконец, на «крайнюю» меру – пригласили Михаила Сергеевича в загородную резиденцию, чтобы вручить книжку Витте (почему именно ее, какой в этом заложен тайный смысл?) и сообщить о присуждении ему высокой награды – ордена Андрея Первозванного. При этом саму награду не дали, пообещав вручить потом. (Видимо, когда наберется достаточное количество претендентов, чтобы уж сразу всем, как говорится, скопом.)

Такое довольно странное действо на публику (картинку секунд в 40-50 прокрутили по всем телеканалам) и то, как оно было обставлено, ничего кроме удивления не вызывает. Было неловко за такую негибкость президента: неужели Дмитрий Анатольевич не почувствовал, что это не он должен приглашать Горбачева к себе, а сам прийти к Михаилу Сергеевичу? Можно было зайти с цветами и орденом, чтобы сразу же его и вручить. А если уж решили пригласить юбиляра, то – в Кремль для вручения торжественной награды, а не на загородную «кухню». Ведь ложка дорога к обеду.

Что помешало российской власти придать горбачевскому юбилею если не сопоставимый с ельцинским празднованием размах, то хотя бы приличествующий моменту? Ведь Михаил Горбачев – это уже не только наша живая российская история, до которой еще можно «дотронуться руками», но и достояние всей мировой. (И это, в отличие от нас, гораздо лучше осознают и понимают за пределами нашей страны.) О природной стыдливости российского руководства говорить, видимо, не приходится. Дело, кажется, совсем в другом. В отношении правящей верхушки и к самой личности Горбачева, и к результатам его политической деятельности, которые нынешняя власть оценивает по-иному, чем ельцинские.

Ведь всем известно давнее признание Владимира Путина о том, что он считает распад СССР трагической ошибкой. Эту фразу с удовольствием цитируют все коммунисты почившего в бозе не только СССР, но и СНГ. На бумагу так и просится модель гипотетического разговора Медведева и Путина перед 80-летним днем рождения Горбачева. Возможно, такая.

Медведев (озабоченно): Владимир Владимирович, так что будем делать с юбилеем Горбачева? Надо же как-то отметить, а то не заметить совсем – вроде и неудобно…

Путин (раздраженно): Да, это понятно. Но как это будет выглядеть? Что мы празднуем и чему радуемся? Получится, что мы будем чествовать…э-э-э… виновника распада СССР?

Медведев (задумчиво): Да, нехорошо это… А как же быть? Вон там уже весь Запад на ушах стоит, Германия выставку открыла, в Лондоне в его честь какой-то концерт «звезд» всего мира… А мы-то? Нам-то что делать?

Путин (хитро улыбаясь, с черным юмором): Да ладно, Дима, если уж чеченских боевиков в сортире замочили, то с Горбачевым что ли не решим? Подумай. Может, орденок какой-то подбросить… Только так – по-тихому, без шумихи.

Судя по прорывающимся ностальгическим настроениям ведущего в кремлевском тандеме (с новыми экономическо-финансовыми возможностями правящего класса вряд ли они распространяются дальше переиначенного гимна СССР), подобная логика вполне могла превалировать, когда в верхах обсуждался вопрос о горбачевском юбилее. И, как ни странно, в ней, видимо, есть своя правда. Если отвлечься от таких «мелочей» как реальные политические свободы, пришедшие вместе с Горбачевым, и провозглашение своей независимости республиками СССР, то что же останется для Истории? Что будет написано в учебниках российской и мировой истории лет через 100-200?

Точка зрения сторонников такой логики и противников Горбачева в ходе всенародного обсуждения деятельности «отца» Перестройки по случаю его юбилея окончательно выпала в осадок. В исторических трудах и исследованиях, считают они, будет записано коротко и ясно: в 1985 году в стране, занимающей одну шестую часть суши Земли, с населением в 300 млн человек, имеющей ядерный паритет с могущественными США,одной шестой суши Земли пришел правитель, : в учебниках истории будт концерт звезды всего мираазмахом к власти пришел политик, в результате правления которого страна через шесть лет уменьшилась в размерах до границ ХVI века, а население – вдвое.

Видимо, именно поэтому в качестве некоей индульгенции, прежде всего, Западу, влюбленному в Горби за его широкую натуру, и предназначался орден Андрея Первозванного, который пообещал Дмитрий Анатольевич приладить к лацкану пиджака Михаила Сергеевича, и не в день юбилея, а тогда, когда ему (Дмитрию Анатольевичу) будет удобно.

Во всей этой истории с двумя такими разными юбилеями больше всего удивляет одно. Ведь на самом деле, не уходя в подробности, сегодняшний тандем оказался в Кремле благодаря изначально именно Горбачеву. И ведь не было бы Михаила Сергеевича, — не было бы и Бориса Николаевича. Вернее, если бы не было бы именно такого Горбачева, все для ушедших в мир иной и для еще правящих кремлевских политиков было бы по-другому. Прояви Михаил Сергеевич волю к «престолу», и сейчас он бы еще вполне мог сам сидеть в Кремле. Со всеми вытекающими – для страны и для мира. Путин, может быть, дослужился бы до резидента в ГДР, потягивая пивко в немецких гешефтах. А Медведев стал бы, может, доктором юридических наук. И про них обоих уж точно мы никогда бы не узнали и не услышали.

Однако История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Поэтому по-настоящему отпразднует горбачевский юбилей именно Запад. С неизменным уважением к личности главного перестройщика СССР, который осознанно или ненароком (до сих пор так никто и не узнал эту тайну) принес порабощенным народам Востока (Европы) настоящее освобождение от собственной страны СССР и ее идеологии. Видимо, именно поэтому главные мероприятия в честь юбиляра пройдут не в России, а на Западе. В том числе — торжественный вечер в Лондоне 30 марта. «Это будет концерт в Королевском Альберт-холле, — рассказали журналистам в пресс-службе Горбачев-фонда, — вместимостью четыре тысячи человек. Его организация, по предварительным оценкам, обойдется примерно в 4 миллиона фунтов стерлингов, а сборы могут составить 9 миллионов. Билеты будут стоить от 35 тысяч до 100 тысяч фунтов стерлингов за 12-местную ложу».

Примечательно, что все собранные деньги будут направлены на благотворительные цели: «Треть средств пойдет одному из самых старых английских фондов MacMillan Cancer Support. Остальные деньги получит Институт детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Максимовны Горбачевой в Санкт-Петербурге». На вечере ожидается сама королева, а также члены почетного комитета по его организации Ангела Меркель, Арнольд Шварценеггер, Герхард Шредер, Катрин Денев, Джордж Майкл, Брайан Ферри, Хью Грант, Лиз Херли. Из России — Дмитрий Хворостовский, Андрей Гаврилов, Игорь Крутой, группа «Машина времени» и другие. Вести вечер будет Шерон Стоун, а транслировать его собираются 40 стран. Ни один российский канал среди них пока не замечен.

Впрочем, у обоих юбилеев – Ельцина и Горбачева — есть одно общее, что нивелирует избирательные подходы к ним властелинов из Кремля. Люди почти на всем постсоветском пространстве бывшего СССР одинаково негативно оценивают результаты их политической деятельности. Независимо от того, пел ли Кремль осанну Ельцину или был сдержанным с Горбачевым, простой народ в своих оценках их обоих особо не жалует.