Священная книга индусов снова под судом

В Томске, как ожидают, завтра должен возобновиться суд над книгой «Бхагавадгита» как она есть». Этот процесс уже вызвал бурные протесты в Индии и бросил тень на репутацию РФ как светского демократического государства. Тем не менее прокурор оспорил решение суда первой инстанции, который отказался признать произведение экстремистским. Видные российские ученые просят Дмитрия Медведева и Владимира Путина взять дело под личный контроль.

По сведениям СМИ, 20 марта намечалось начать новое рассмотрение в суде Томска дела о признании книги «Бхагавадгита» как она есть» экстремистской литературой. Как уже сообщалось, 28 декабря 2011 года Ленинский районный суд Томска отклонил заявление прокурора города, добивавшегося запрета на комментарии к книге, вышедшие на русском языке.

Как отмечало агентство Reuters, положительный вердикт суда означал бы, что одна из самых священных книг индуизма попала в список запрещенной литературы наряду с «Майн Кампф» Гитлера.

Однако суд отклонил обращение прокурора. И вот 23 января прокуратура Томска подала апелляционное представление на решение суда первой инстанции. Новое рассмотрение этого вопроса может воспламенить страсти в дружественной стране и бросить тень на репутацию России как демократического светского государства.

Ведь депутаты индийского парламента расценили прошлогодний процесс в Томске как оскорбление священной для индусов книги и вынудили спикера прекратить заседание. Протест Москве был направлен и по дипломатической линии.

Скандал грозил осложнить отношения между двумя странами, между которыми за последние 60 лет не было политических конфликтов. Напомним, что ныне Москва и Дели официально называют российско-индийские отношения отношениями привилегированного стратегического партнерства.

По мотивам, о которых можно только гадать, прокурор Томска решил вновь инициировать дело, рассмотрение которого наносит ущерб внешней политике нашего государства.

Видные деятели российской научной общественности пришли к выводу, что не могут остаться молчаливыми наблюдателями событий. Они обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с открытым письмом, где просят их взять этот беспрецедентный случай под личный контроль.

В письме говорится, что книга «Бхагавадгита» как она есть» представляет собой перевод древнеиндийского философского трактата (V-VI вв.) в сочетании с комментариями индийского мыслителя XX в. А.Ч .Бхактиведанты Свами Прабхупады и является священным текстом одного из направлений индуизма. Авторы письма подчеркивают, что решение суда первой инстанции Томска было законным и обоснованным.

В ходе Всероссийской научно-практической конференции, которая прошла в Томском государственном университете, прозвучали убедительные аргументы разных ученых, в том числе индологов, относительно книги, «вызванной в суд». До этого свою четкую позицию в отношении надуманности предъявляемых к ней претензий выразили профессиональные эксперты-религиоведы и философы.

Выводы научной конференции свидетельствуют: книга не содержит признаков экстремизма и не призывает к разжиганию вражды по признакам национальной принадлежности или отношения к религии либо по каким-либо иным признакам.

Напротив, данная книга, созданная в русле комментаторской традиции бенгальского вишнуизма (вайшнавизма), одной из самых популярных ветвей индуизма, признана определенным кругом верующих в качестве священной. В письме указывается, что действия прокуратуры не только наносят ущерб репутации отечественной науки и культуры, но также дискредитируют культурный и демократический образ России в глазах цивилизованного мира.

Обращение к президенту и премьер-министру РФ подписали академик, директор Института философии РАН Абдусалам Гусейнов и почти два десятка других видных российских ученых.

В прессе ранее публиковались статьи, где утверждалось, что суд идет не над священным писанием индусов, а над комментарием к книге, сделанным Прабхупадой. Но, как указала ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Глушкова, «Бхагавадгита» и комментарии Прабхупады к ней ничем не отличаются от предыдущих книг — комментариев. В центре индийских исследований Института востоковедения РАН также отметили парадоксальность ситуации. На русский язык «Бхагавадгиту» впервые перевели в 1788 году. В православной Российской империи XVIII века ее и ее переводчиков никто не судил, зато судят в светской демократической России.