«Другая» полиция в Чечне: мнения разделились

Парламент Чечни сегодня предложил слегка изменить вступивший с 1 марта в силу закон «О полиции». Чеченцы хотят разрешить службу в органах тем, на кого было заведено уголовное дело частного обвинения, а потом прекращено по соглашению сторон.

Как отмечают авторы инициативы в пояснительной записке, сейчас пункт 3 части 1 статьи 29 гласит, что сотрудник полиции не может находиться на службе в случае прекращения в отношении него уголовного преследования в связи с примирением сторон — независимо от характера обвинения. В то же время, согласно пункту 13 части 1 статьи 40, прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон не может являться основанием для увольнения сотрудника.

«Такая ситуация создает серьезные сложности в правоприменительной практике. С одной стороны, сотрудник не может находиться на службе. С другой стороны, его нельзя уволить», — гласит пояснительная записка.

«Я категорически против принятия этой поправки, — сказал корреспонденту Firstnews член комитета Госдумы по безопасности, депутат фракции КПРФ Александр Куликов. — Это как раз и означает, что лица, совершившие преступления, но ушедшие от ответственности, смогут остаться в системе правоохранительных органов».

«Такие ситуации, например, часто бывают с уголовными делами по ДТП. Это недопустимо и противоречит принятому нами в конце прошлого года закону «О полиции, который запрещает людям с судимостью или под следствием работать в полиции. Вопросы профессиональной чистоты кадров являются принципиально важными», — отметил депутат.

Но, как оказалось, не все придерживаются такого мнения. «Я двумя руками за, — поделился с корреспондентом Firstnews адвокат, полковник милиции Евгений Черноусов. — В законе и так уже много ограничений, полиция несет повышенную уголовную ответственность, они уже как прокаженные. Судимых в России много, и если так жестко подходить к делу, можно просто не найти людей в органы, тем более, на такую зарплату. А если человек совершил ДТП, и уголовное дело было прекращено по соглашению сторон, почему он не может работать в полиции? Я считаю, что нужно снять ограничение и с тех, кто совершил преступление по неосторожности».

Адвокат Черноусов считает неслучайным то, что данная инициатива пришла из Чечни — удельный вес судимых там выше, чем в других регионах России. «Просто они уже поняли, с какой проблемой придется столкнуться», — отметил адвокат.

«У нас есть такое понятие, как судимость. И виновным человек признается только судом. Соответственно, если уголовное дело было прекращено, нет приговора, то человек считается невиновным. А соответственно, препятствий для службы в полиции нет», — сказал корреспонденту Firstnews председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражному законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия»).

Депутат также отметил, что при приеме в полицию аттестационная комиссия будет учитывать множество факторов, а не только наличие в прошлом уголовного дела. «Например, если человек избивал свою жену, это тоже будет учитываться. Так что говорить о том, что всех поголовно с прекращенным уголовным делом будут брать в полицию, тоже не стоит», — отметил глава комитета.