Заявление пресс-секретаря Путина — это ответ на упреки

Первый срок — реанимация страны, второй — реабилитация, а сейчас начнется физическое и духовное развитие. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков охарактеризовал каждый период его пребывания на президентском посту. Согласны ли с такой классификацией эксперты? С комментариями для «Вестей ФМ» — президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

«Вести ФМ»: Михаил Витальевич, я думаю, вы согласитесь, что это яркое по форме высказывание. А как оно выглядит с практической точки зрения, по вашему мнению?

Ремизов: Ну, куда-то девается еще один срок, срок Путина-Медведева, потому что я помню 2007 год, кампанию, которая проходила под девизом плана Путина, и там тоже было что-то похожее на те слоганы, в которых этот план формулировался. Предполагалось, что реанимация, реабилитация уже закончены, то есть восстановление государства, управляемость, и вот теперь на повестке — развитие. И что получается, четыре года мы просто потоптались на месте, или продолжалась реабилитация? Вот это осталось неясным.

«Вести ФМ»: А можно ли рассматривать заявление пресс-секретаря Дмитрия Пескова как обещание своего рода, что сейчас начнется то, чего все ждут?

Ремизов: Я думаю, это не столько обещание, сколько ответ на упреки, которые касались того, почему Владимир Владимирович, который пишет в своих статьях много правильных вещей, не занимался всем этим прежде. То есть не делал то, что он обещает сделать в отношении коррупции, в отношении миграции, в отношении инновационного развития, демократии и так далее. И официальная версия ответа заключается в том, что раньше просто решали насущные чрезвычайные задачи, а сейчас есть платформа, на которой мы можем работать на перспективу. На самом деле, не всегда этот ответ работает. Если, положим, с институтами демократии это более-менее убедительно, действительно, спрос на них должен созреть в определенной степени, то, положим, какие-то простые вещи, типа антикоррупционного аудита госкомпаний или борьбы с офшорами, все эти вещи можно было начинать делать гораздо раньше, а не только под выборы 2012 года.

«Вести ФМ»: Вот вы говорите, это ответ на упреки. На чьи упреки: оппозиции, которая демонстрирует немножко меньшую, но, по-прежнему, активность? Или, может быть, это уже для международного сообщества какие-то заявления?

Ремизов: Не столько радикальная оппозиция, которая выходила на площади, сколько просто скептиков, которые смотрят новости, читают статьи, обмениваются мнениями. То есть в этом смысле, ответ на вопрос общественности, скорее. Общественность настроена, если не оппозиционно, то во многом критически.