Немецкий журналист: Pussy Riot — самопиар и больше ничего

На днях адвокат осужденной участницы Pussy Riot Надежды Толоконниковой подал жалобу в Немецкий совет прессы. Его подзащитная обиделась на газету «Франкфуртер альгемайне цайтунг» за статью «Леди бульонная курица».

История вопроса

Найти в Интернете оригинальный текст автора публикации Моритца Гатмана на немецком языке было легко. Куда сложнее оказалось получить от немецкого издания разрешение на перепечатку статьи в «РГ». Первоначально во «Франкфуртер альгемайне цайтунг» нам подтвердили их готовность предоставить право на публикацию, но с двумя условиями: 48 часов они будут сверять наш перевод с оригиналом, а затем выставят счет за использование интеллектуального труда. Цена, как объяснили нам немецкие коллеги, варьируется в зависимости от тиража издания. В нашем случае речь шла примерно о 750 евро.

«РГ» согласилась с выдвинутыми условиями. Однако на следующий день начальник отдела лицензирования перепечатки «Франкфуртер альгемайне цайтунг» вдруг изложила новую версию: их редакция, оказывается, не имеет права разрешить перепечатку. Причина: еще идет расследование по поводу этой статьи в Немецком совете прессы, куда была подана жалоба адвоката Толоконниковой. А во время расследования, по словам начальника отдела, любые перепечатки запрещены и газета не может это разрешить.

Корреспондент «РГ» тут же связался с вышеупомянутым Советом, где нам сообщили: жалобу они действительно получили и даже будут ее рассматривать 5 декабря. Тем не менее было добавлено, что Совет прессы не против публикации статьи, которая является предметом поступившей жалобы, в «РГ». При этом подчеркнули, что правами на перепечатку материалов в любом случае обладает издательство «Франкфуртер альгемайне цайтунг», потому Совет прессы не может выдать разрешение на ее публикацию.

Вот такая свобода слова.

История в пересказе

Вот краткое содержание статьи. Главный вопрос, которым задается автор: кого же так яростно защищали его коллеги, которые в «пусси-угаре» нарисовали себе и всему миру красочную картинку того, как «жестокое Российское государство обрушилось на невинных девочек».

Автор приводит факты, напоминая, как прославились «девочки». Он вспоминает 2008 год, когда Толоконникова, ее супруг Верзилов и еще несколько человек устроили групповой секс в Зоомузее, замечая, что Надежда тогда находилась на 9-м месяце беременности. Рассказывает и о других «перформансах» — от повешения двух гомосексуалистов и трех гастарбайтеров в супермаркете до похищения из магазина мороженой курицы, которая была вынесена одной из активисток в причинном месте (отсюда и название статьи — «Леди бульонная курица»).

Журналист напоминает, как девушки поддерживали украинского блогера, устроившего совокупление с дамой сердца у стен парламента в Киеве. И отмечает, что после того, как украинская полиция арестовала участников «перфоманса», один из основателей «Войны» Воротников заявил, что это Толокно и Верзилов сдали товарищей.

Корреспондент считает: претенциозный стиль акций группы с красноречивым названием «Война» делает ее похожей на немецких левоэкстремистов 1960-х. Он проводит параллель с западногерманской террористической группировкой «Фракция Красной Армии». На эту мысль его навело «безответственное отношение» «пусей» к своим детям. Гатман напоминает, что одна из основательниц движения Ульрике Майнхоф оставила своих дочек-близняшек на Сицилии, чтобы всецело отдаться партизанской борьбе. Впрочем, «пусям» дети даже помогают — их используют в качестве «инструмента и щита». Например, пишет Гатман, Верзилов теперь всюду появляется с маленькой Герой, которую Толоконникова родила вскоре после оргии в Зоомузее, и теперь малышку суют под камеры CNN, она позирует с плакатом «Я иду на демонстрацию, чтобы мою маму отпустили».

Участники «Войны» тоже не гнушались брать детей на свои акции. Немец пишет, что однажды Воротников пришел на митинг в Питере с 2-летним сыном и стал поливать полицейских мочой из бутылок. А когда те его скрутили и отобрали орущего ребенка, принялся обличать «бесчеловечные методы».

Все эти эпизоды заставляют журналиста усомниться в тезисе о «жестоком государстве», засадившем в тюрьму невинных мам маленьких детишек. «Весь поток слов об этом выглядит как минимум сомнительным, если не лицемерным», — пишет он.

Автор статьи признает: девушки из Pussy Riot скромностью не страдают, рассказывая направо и налево о своей избранности и историческом призвании — «открыть окружающим глаза на происходящее». «Трио хотело вытащить Россию из Средневековья в современность», — цитирует Гатман героя с почти «достоевским» именем Петр Верзилов. Сами активистки говорят о себе так: «Мы персонажи из фильмов о супергероях, которые сходят с экранов, чтобы завоевать улицы». Толоконникова уверена, что дело Pussy Riot привело к небывалому эффекту, сплотив самые разные силы в обществе. Впрочем, журналист сомневается, что «пусей» можно действительно назвать «образцом для миллионов русских».

Гатман предлагает посмотреть на эту историю непредвзято: сначала девушки устраивают акцию в небольшой церкви, а потом врываются в главный собор страны, пляшут перед иконами, сквернословят, чем повергают в ужас окружающих. И как на это реагировать? Не только для верующих, но и для всех «консервативно настроенных» россиян «панк-молебен» был провокацией и оскорблением, считает автор статьи. Он замечает, что до этого девушки спели про Путина на Красной площади, и никто их не посадил. Если бы они выбрали для следующей акции «не столь святое» для многих русских место, то не сидели бы сейчас в тюрьме, уверен Гатман.

Как бы то ни было, по его мнению, дело «пусей» не нашло массовой поддержки: «Большинство оппозиционно настроенных и хорошо информированных россиян, а таких в Москве сотни тысяч, не вышли на улицу. С их точки зрения, Pussy Riot не диссидентки, их акции не хватило общественной значимости. Этот перформанс не придал импульса протестному движению. Зато серьезно ему навредил».