В России предлагают запретить эксплуатацию авиастарья

Группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, запрещающий эксплуатацию воздушных судов иностранного производства, возраст которых превышает 15 лет. Соответствующие поправки члены Совета Федерации предлагают внести в Воздушный кодекс.

Этот же законопроект предлагает проводить дополнительные сертификационные испытания для воздушных судов, срок эксплуатации которых менее 15 лет, если они подвергались динамическим ударам. Коррективы, предложенные в Воздушный кодекс, предполагают и повышение квалификации отдельных кадров, работающих в авиации.

Законопроект также предлагает штрафовать максимум на 5 млн рублей должностных лиц, умышленно скрывающих информацию об авиационных происшествиях и инцидентах. Такую же ответственность предлагается ввести для юридических лиц за повреждение и уничтожение бортовых или наземных средств объективного контроля, а также других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательных материалов.

Как сообщалось ранее, в конце ноября глава Росавиации Александр Нерадько предложил Минтрансу законодательно ввести запрет на ввоз для эксплуатации в России самолетов старше 15 лет, а с 2014 г. не вносить в свидетельство эксплуатанта воздушные суда иностранного производства, зарегистрированные не в России.

В Минтрансе сообщили, что 20 декабря министерство представило в правительство РФ предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов, в том числе, с учетом замечаний Росавиации. «Вопрос о запрете эксплуатации самолетов старше 15 лет рассматривался на различных экспертных площадках. Специалисты пришли к мнению, что безопасность полетов зависит не от возраста воздушного судна, а от его летной годности. Страны, эксплуатирующие самолеты старше 50 лет, демонстрируют высокие показатели безопасности полетов», — рассказал представитель пресс-службы Минтранса. Результаты расследования авиакатастроф не выявляют недостатков в поддержании летной годности у самолетов, зарегистрированных в реестрах иностранных государств, добавил он.

Ранее министр транспорта Максим Соколов в онлайн-интервью Газете.ру говорил, что «безопасность самолета определяется не его возрастом, а сертификатом или качеством его летной годности, которую как раз и подтверждает выданный, в данном случае Росавиацией, такой сертификат». «Если же проводить какие-то аналогии с международным авиационным рынком, то, по статистическим данным, кстати, полученным от Межгосударственного авиационного комитета (МАК), у нас максимальное количество катастроф в мире пришлось как раз на самолеты, возраст которых менее пяти лет. А если посмотреть уже более детально на статистику, то, как ни странно, с увеличением возраста самолета количество катастроф и авиапроисшествий с ним снижается», — говорил он.

Позицию Минтранса поддерживает и МАК, который в ноябре заявлял, что главное для безопасности — летная годность самолета, а не его возраст. В МАК рассказали, что прямой зависимости между катастрофами воздушных судов и их возрастом нет. За последние пять лет количество катастроф в мире, включая Россию, с воздушными судами пассажировместимостью более 50 мест одинаковое для самолетов возраста до пяти лет и свыше 30 лет. По имеющейся информации, средний возраст эксплуатируемых в США самолетов Boeing 737-500 — 20,4 года, в Европе — 20,3 года, отметили в МАК.

В 2001 году в России уже вводилось ограничение на ввоз и коммерческую эксплуатацию воздушных судов, не соответствующих требованиям ICAO по шумам и с календарным сроком эксплуатации более 25 лет. Подписывал соответствующий документ Нерадько, занимавший тогда пост замминистра транспорта. В 2005 году оба ограничения были отменены министром транспорта Игорем Левитиным. Однако в пресс-службе Минтранса на это сообщили «Интерфаксу», что распоряжение, вводящее указанные ограничения, не направлялось на регистрацию в Минюст России, не было официально опубликовано и в силу этого никогда не имело юридической силы.

Обсуждение вопроса об эксплуатации устаревших пассажирских самолетов возобновилось после авиакатастрофы в Казани 17 ноября прошлого года, в которой погибли все 50 человек, находившиеся на борту Boeing 737 авиакомпании «Татарстан». Лайнер, разбившийся при заходе на посадку, совершил первый полет в 1990 году.

Сразу после катастрофы депутаты Госдумы предложили ввести ограничения на возрастные воздушные суда. Единороссы внесли законопроект, направленный на ограничение с 2017 г. использования гражданского воздушного судна, с момента выпуска которого прошло более 20 лет. Похожий законопроект предлагал зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, выступающий за ограничение эксплуатации самолетов старше 15 лет.